Прохожий  "Гости"
 
Message () ·  Участники·  RSS
                                                                                                                       
                                                                                                                                                                                      
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Звёздный Замок » Звёздный Замок » Оружейная палата » Необычное метательное оружие
Необычное метательное оружие
GwynbleiddДата: Суббота, 26.04.2008, 11:45 | Сообщение # 1
Придворный оружейник
Группа: Хозяин "Ллуналлина"
Сообщений: 321
Статус: Вышел
Как и в случае с оружием ближнего боя, можно выделить некоторые типы метательного оружия, известные по всей планете. Например, праща: едва ли возможно отличить пращу, изготовленную каким-нибудь инком в андском высокогорье, от той, которая служила чешскому воину-гуситу. Праща, она, как говорится, и в Африке...

В то же время многие виды оружия, по тем или иным причинам не завоевавшие большой популярности, остались распространены лишь в определенных регионах. Особенно выделяется в этом отношении Америка, аборигены которой широко использовали абсолютно неизвестные в Европе сарбаканы и боласы.

Сарбакан
Сарбаканы или, как их еще называют, «духовые ружья» относятся к древнейшим видам оружия. По всей вероятности, трубки для выдувания стрел появились еще в мезолите примерно в одно время с луками и бумерангами. Но еще в 19-20 веках они «состояли на вооружении» у многих племен Америки, Центральной Африки и Юго-Восточной Азии.

Устройство американского сарбакана достаточно простое. Само оружие представляет собой бамбуковую или деревянную трубку длиной от 2 до 3 метров и «калибром» 20-25 миллиметров. Из соображений прочности трубка обычно составлялась из двух вложенных один в другой отрезков бамбука.

Внутрь духового ружья с подносимой ко рту части вкладывалась небольшая стрела длиной 20-30 сантиметров и весом всего около пяти граммов. Изготавливалась она из стержня пальмового листа или иного естественного шипа. Стабилизатор мог быть сделан из перьев или представлять собой кисточку растительных волокон. Из волокон состояла и толстая обмотка ниже наконечника. Этот клубок обеспечивал обтюрацию (то есть плотно затыкал ствол сарбакана), а также улучшал баланс стрелы, смещая ее центр тяжести вперед.


При выстреле из духового ружья охотника могли выдать только большие глаза.

Несмотря на простоту устройства, по масштабам распространения сарбакан значительно уступал луку, праще и дротикам. Объяснение столь низкой популярности вполне очевидно: руками человек способен развить несравнимо большее усилие, чем с помощью легких. Если даже у самых слабых луков мощность достигала 12-15 Дж, то у сарбакана — всего 2-4 Дж.

С практической точки зрения низкая мощность ограничивала дальность полета стрелы 30 метрами. Соответственно, прицельная стрельба могла вестись максимум на 10-15 метров, а убойной силы хватало разве что на птиц.

Тем не менее, в ряде случаев сарбакан выдерживал конкуренцию. Список регионов, где он получил распространение, уже говорит о многом. «Духовое ружье» — специфическое оружие охотника субэкваториальных джунглей, где почти не встречаются породы дерева, пригодные для изготовления луков.

Другие же виды оружия — копьеметалки , дротики, бумеранги — просто неудобны для применения в лесу, где большая дальность выстрела не требуется, зато очень важна скрытность. В этом отношении сарбакан давал фору даже луку. Охотник ничем не выдавал своего присутствия, мог расположиться на небольшом пространстве и выстрелить из любого положения.

Тем не менее, смехотворная мощность сарбакана удручала. Для того, чтобы это оружие стало эффективным, непременно требовался еще один элемент — яд, и не простой, а нервно-паралитический, мгновенного действия. Для охотника не будет пользы, если раненый зверь убежит и умрет где-то в другом месте, поскольку велик шанс, что падальщики найдут его тело раньше. Если же в бою пораженный стрелой враг не упадет сразу, не исключено, что выстреливший сам станет добычей падальщиков, прежде чем подействует яд.

Сильные яды были хорошо известны племенам экваториальной зоны, хотя и применялись далеко не так широко, как принято считать. Дикари нечасто отравляли стрелы хотя бы потому, что использовали их преимущественно для охоты, а значит, собирались употреблять добычу в пищу. Лишь один яд, известный в Южной Америке под названием кураре, вызывал быструю смерть и разлагался при нагревании, а следовательно, мог считаться по-настоящему эффективным.

Кураре превращал сарбакан в смертельное оружие, годное не только для охоты, но и для межплеменных войн. Даже то, что наконечники стрел изготовлялись из дерева, превращалось в преимущество. В отличие от стали, дерево хорошо впитывает яд, и низкая пробивная сила уже не играет роли. Даже на излете стрелы могли проколоть тонкую ткань и вонзиться в тело. Большего и не требовалось. Разумеется, обычная кожаная куртка окажется непробиваемой броней, но в жаркой Амазонии тяжелую одежду не носят.

Значительно слабее были африканские сарбаканы всего лишь от 40 до 150 сантиметров длиной. Для стрельбы из наиболее коротких трубок использовались неоперенные снаряды, и опасно такое оружие было лишь на 4-5 метрах. Африканские яды тоже не могли похвастаться эффективностью. Как правило, раны вызывали лишь временный паралич. Для смертельного исхода требовалось несколько попаданий — желательно в лицо, шею или область сердца.

Небольшие духовые трубки применялись и на востоке Азии: во Вьетнаме, Китае и Японии. Что могло привлечь к этому оружию внимание жителей стран, которые отлично умели делать луки и располагали для этого всеми необходимыми материалами?

Преимущество миниатюрного сарбакана заключалось в удобстве скрытого ношения. Спрос на «потайное» оружие, невидимое под одеждой или маскирующееся под безобидные предметы, был традиционно высок в Японии и Китае. Бамбуковая фукия длиной всего 30 сантиметров и калибром 5 миллиметров оказывалась куда компактнее, чем ханкю («карманный» лук размахом всего 40 см) или миниатюрный арбалет, скрываемый в веере. Серьезную конкуренцию ей могла составить только «рукавная стрела» — сюйцзянь, или слив-ган, представлявшая собой 15-сантиметровую трубку, из которой мощной пружиной выбрасывался болт длиной в 10 сантиметров.

Тем не менее, и китайский пружинный арбалет был более громоздким, чем японское духовое ружье фукибари, которое имело длину всего 5 сантиметров и целиком помещалось во рту. Приблизившись к противнику на 2-3 метра, трубку можно было вытолкнуть языком, сжать зубами и выдуть из нее крошечную стрелку. Внезапность нападения — ведь в бою, как правило, следят за руками, а не за губами врага, —гарантировала почти стопроцентный успех. Таким образом, можно было если не причинить оппоненту серьезный урон, то по крайней мере привести его в замешательство.

Для стрельбы из миниатюрных восточноазиатских сарбаканов применялись как деревянные шипы, отравленные привезенным из Индонезии ядом, так и дротики с бумажным оперением и зазубренным железным наконечником. Яд тут же вызывал неприятные ощущения и заторможенность, а при удачном попадании (в лицо или шею) вовсе выводил противника из строя. Железные стрелы вонзались неглубоко, но застревали в теле и причиняли боль при каждом движении, давая аналогичный эффект.

В 16-17 веках сарбакан иногда служил для охоты на мелкую дичь и в Европе.

Сербатана
Редкая праща-бич. В укороченном варианте с замененным на резинку ремнем более известна как рогатка.

Любопытно, что употребляемое в Европе название духового ружья — сарбакан — происходит от слова сербатана, на языке майя обозначающее похожее, но все-таки несколько иное оружие. Сербатана также представляла собой трубку, но стреляла не дротиками, а глиняными шариками. Глиняную горошину, конечно же, нельзя отравить, зато снаряд можно выбрасывать из ствола либо выдуванием, либо резким взмахом. В последнем случае трубка срабатывала как праща. Шарик вылетал с большой силой и убивал голубей наповал.

В других частях света аналогичное оружие известно под названием пращи-ложки или пращи-посоха. В обоих случаях оно представляло собой удлиняющую размах руки палку, в углубление или петлю на конце которой вкладывался камень. Жесткие «камнеметалки» существенно превосходили обычный ремень точностью стрельбы, но не получили заметного распространения из-за малой силы броска. «Стандартный» камень весом 200-400 граммов вылетал всего на 60 метров — против 90 метров у классической пращи.

Сумпитан

Наибольшего совершенства в изготовлении сарбаканов добились не американские индейцы, а жители Юго-Восточной Азии. Длина малайских сумпитанов достигала 3 метров, а калибр — 30 миллиметров, что позволяло наиболее полно использовать энергию выдоха. Дальнобойность сумпитана составляла 40 метров. Для повышения точности стрельбы оружие снабжалось подъемным прицелом со сквозными отверстиями.

Главное же особенность заключалась в том, что, помимо выдувания, конструкция сумпитана предусматривала еще один метод стрельбы. Снаряд можно было выбить резким ударом по закрывающему казенную часть ствола поршню, движение которого создавало избыточное давление, как в современном пневматическом оружии. Дальность полета стрелки при этом возрастала до 60 метров, но сотрясение при ударе сказывалось на точности попадания, а пробивная сила оставалась неудовлетворительной.

Так как известный жителям Индокитая и Индонезии яд был намного менее опасен, чем кураре, целесообразность ношения трубки оказалась под вопросом. Однако изобретательные малайцы снабдили сумпитан железным штыком.

Метательные ядра, аркан и болас
Едва ли стоит сомневаться, что древнейшим метательным оружием, известным еще нашим покрытым шерстью предкам, был обычный камень. Его использовали и в более поздние эпохи по принципу «чем больше камень, тем весомей аргумент». Как можно узнать из «Илиады», вожди гомеровской эпохи нередко завязывали бой, швыряя друг в друга булыжники. Еще в 14 веке швейцарские пикинеры, отправляясь на битву, прихватывали сумку с несколькими увесистыми «снарядами». При штурме же крепостных стен камни вплоть до конца 15 века служили обороняющимся основным оружием.

Богатый практический опыт еще в древности позволил установить, что оптимальным с точки зрения дальности броска снарядом будет ядро, или нуклеус — сферический камень весом около одного килограмма. Метнуть его при должном навыке можно на 15-20 метров. В отличие от копья, камень обладал преимуществами дробящего оружия: был эффективен против мягкой брони, а при попадании в шлем гарантированно вызывал шок.

Пожалуй, наиболее существенный недостаток ядра заключается в неудобстве ношения. Тем не менее, воины многих народов охотно с ним мирились. Древние греки почитали навык толкания ядра одним из основных боевых искусств. Кельтам это оружие было известно под названием деил клисса. Метательные ядра упоминаются даже в якутском эпосе.

Увеличения дальности броска примерно вдвое можно было достичь, выковав ядро из железа либо придав ему дисковидную форму. Но распространения подобные улучшения не получили, так как лишали снаряд одного из основных достоинств — простоты и дешевизны.

Намного увеличить начальную скорость бросаемого камня можно, предварительно раскрутив его на веревке. Далее камень либо вырвется из петли и продолжит полет самостоятельно (принцип действия пращи), либо потянет ремень за собой. Оружие, состоящее из укрепленного на длинном ремне каменного, костяного или деревянного груза массой 300-400 граммов (снаряды для пращи весят меньше, чем толкаемые рукой) именовалось болантином.


Может возникнуть вопрос: а какой в этом смысл? Ведь дальность броска ограничена длиной ремня и составляет 10, максимум 15 метров, что в несколько раз меньше, чем при выстреле из пращи. Однако некоторые преимущества такое оружие все-таки имело. Укоротив ремень, его можно было применить в ближнем бою, орудуя им как кистенем. Кроме того, при использовании болантина не терялся сам камень. Например, в Южной Америке, где получило распространение это оружие, обширные области покрыты болотами и подходящий снаряд найти сложно. Наконец, широко размахнувшись в горизонтальной плоскости, можно было захлестнуть шею или ноги противника. Здесь болантин демонстрировал явное преимущество по сравнению с обычной веревочной петлей. Благодаря грузу бросок осуществлялся на большую дистанцию. Кроме того, жертва получала травмы от самого удара.

Более совершенный вариант болантина — болас — предназначался специально для опутывающего броска и представлял собой снаряд с двумя-четырьмя каменными или деревянными грузами по 150-200 граммов каждый. Существовало два варианта этого оружия.

Первая разновидность боласа — короткий (2-3 метра) ремень с грузами на обоих концах. Иногда посередине к нему крепился еще один отрезок с третьим камнем. Такой болас следовало раскрутить, ухватив за центральный узел, и метнуть. В воздухе конструкция разворачивалась и, вращаясь, накрывала цель.

Так как крутящиеся в воздухе ремни создавали большое сопротивление, летел болас медленно и относительно недалеко — всего метров на пятнадцать. Уклониться от него, тем не менее, было сложно даже таким быстрым существам, как южноамериканские гуанако или страусы нанду. Слишком уж большую площадь поражало это оружие, а также велик был шанс, что оно опутает ноги животного. Индейцам случалось валить таким образом даже лошадей. Позже аргентинские ковбои — гаучо — сами использовали боласы на охоте.

Другая разновидность боласа представляла собой длинную веревку, на одном из концов которой три груза были последовательно закреплены на расстоянии полуметра друг от друга. При метании другой конец веревки оставался в руке. Таким боласом пользовались как обычным лассо.

Тем не менее, именно лассо, а не болас, наиболее плодотворно применялось американскими индейцами в борьбе с конкистадорами. Еще римляне пришли к выводу, что простейший способ одолеть катафрактов — выдергивать их из седел ременными арканами. Позже лассо в руках перуанцев оказалось едва ли не самым эффективным оружием против испанской кавалерии.

Еще более грозным оружием привязанный к луке седла аркан оказывался в руках азиатского всадника. Возможность использовать силу коня сделала ловлю противника весьма распространенным методом нападения, применявшимся как против пехоты, так и против конницы. Даже полевые укрепления — рогатки, палисады и вагенбурги — могли растаскиваться арканами.


Особую пользу могла принести замена петли кошкой — небольшим многосторонним крюком. Она летела дальше, вернее захватывала цель, да к тому же могла наносить раны. Следовало только помнить о предохранителе — слабом звене между кошкой и седлом, разрывающемся в случае, если крюк вопьется в ствол дерева или корень, прежде чем рывок опрокинет лошадь.

Метательные диски
Идея метательного диска посещала не только древних греков. В Индии также было известно оружие, использующее вращение для создания подъемной силы. Чакры — плоские и круглые снаряды с большим отверстием посередине и очень острыми краями — имели диаметр около 30 сантиметров и перед боем надевались на остроконечную шапку. Запускались они путем раскручивания на пальце.

Китайцы и японцы вставляли чакру в поля восточной конической шляпы из пальмовых листьев, превращая ее в скрытое оружие — амигасу. Степень его эффективности была достаточно высока, поскольку для метальщика внезапность имела первостепенное значение, ведь стальные диски летели медленно и от них нетрудно было уклониться.

Другим недостатком чакры была высокая стоимость. Для того чтобы диски с расстояния нескольких метров разрубали кости, их приходилось ковать из лучшей стали — булата или дамаска. В этом плане кельтский метательный щит охарклесс, изготовленный из дерева и лишь по краю окованный железом, имел несомненное преимущество.

Баллистер
Помимо обычных арбалетов, в средневековой Европе имелся и другой вариант этого оружия — баллистеры, предназначенные для стрельбы камнем и, соответственно, имеющие очень широкий желоб. Какой смысл стрелку использовать вместо болта камень, учитывая, что дальность стрельбы при этом снижалась в три раза, а точность — в пять? Как ни странно, преимущество баллистера заключалось именно в малой дальнобойности. Навесная стрельба в бою часто оказывается эффективнее настильной. Камень же летел по более крутой траектории и, в отличие от болта, ничего не стоил. Последнее также имело значение, так как при неприцельной стрельбе расход боеприпасов очень высок.

Баллистеры практически не имели преимуществ перед ременными пращами и большой популярности не завоевали. Аналогичная участь постигла шнепперы — появившиеся в позднем средневековье арбалеты, снабженные стволом, в который закладывалась свинцовая пуля. Стрельба обходилась дешевле, но переделанный таким образом арбалет приобретал недостатки старинного огнестрельного оружия, без всяких достоинств. По дальности стрельбы шнеппер не превосходил арбалет, а по точности и пробивной силе значительно уступал ему.

Для стрельбы по навесной траектории из обычных арбалетов требовался 450-граммовый железный болт.



Убивать так же легко, как и дышать.
 
Звёздный Замок » Звёздный Замок » Оружейная палата » Необычное метательное оружие
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
   
  
 

 
2024 Суббота, 18.05.2024, 13:46